Министерство образования РФ

Российский университет дружбы народов

 МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР
ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ ВОСТОКА

СОДЕРЖАНИЕ
Создание Центра. Цель и предмет деятельности Центра
Научно-исследовательская работа за 1999 год
Организационная деятельность
Структура Центра
Координация работы и совместная деятельность
Планы на 2000 год
Научные проекты
1. Четвертый Международный философский симпозиум “Диалог цивилизаций: Восток – Запад”
2. Коллективная монография “Ценности мусульманской культуры и опыт истории”
3. Проект “Мусульманская философия: энциклопедический словарь” на 1998-2000 гг. по программе Минобразования РФ “Университеты России – фундаментальные исследования”
4. Научный отчет по исследовательскому проекту “Евразийство: метафизические, геософские и геополитические основания” (1998-1999 гг.)
Информация для контактов

 

СОЗДАНИЕ ЦЕНТРА. ЦЕЛЬ И ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

Межвузовский  Центр по изучению философии и культуры Востока был создан в 1993 году в Российском университете дружбы народов по решению Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию "О создании центров гуманитарного образования в вузах России". Директор Центра - д.филос.н, проф. Н.С.Кирабаев.
Основной целью Центра является выполнение работ по повышению уровня изучения и совершенствования преподавания восточной философии и культуры в вузах России, а также подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области.
Предмет деятельности Центра:
· проведение научных исследований по восточной философии и культуре, философской компаративистике на уровне современных требований мировой философской ориенталистики;
· подготовка учебно-методических материалов по восточной философии и культуре для нормативных и специальных курсов в вузе по философии, культурологии, политологии, социологии, литературе и искусству (типовые и авторские программы курсов, учебно-методические разработки и пособия по восточной  философии и культуре);
· координация планов научных и учебно-методических изданий по восточной философии и культуре, философской компаративистике в рамках вузов России;
· проведение теоретических и научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов по актуальным проблемам восточной философии и культуры, западно-восточному диалогу, а также по современному состоянию изучения и преподавания восточной философии и культуры в вузах России;
· проведение экспертизы учебно-методических, информационно-справочных материалов и рекомендация их в случае положительного решения  для тиражирования;
· апробация разработанных научных, информационно-методических материалов в учебном процессе;
· выполнение учебно-методических и  научно-исследовательских работ по заказам органов управления высшей школой и других организаций;
· передача информации о разработках Центра и оказание научно-методической помощи вузам России
 

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ЗА 1999 ГОД:

 Основные направления НИР:
· Восток - Запад: философские проблемы межцивилизационного взаимодействия. Рук. Кирабаев Н.С.
· Генетические архетипы согласования культур (классические парадигмы Индии, Китая, Греции). Рук. Семушкин А.В.
· Основные этапы в развитии цивилизации как метаэтносоциальной общности: междисциплинарная методология исследования. Рук. Найдыш В.М.
· Философия как явление кросскультурного взаимодействия. Рук. Гречко П.К.
· Западно-восточный диалог цивилизаций: поиск предельных оснований и эффективных форм. Рук. Гречко П.К.
· Евразийство как классическая парадигма западно-восточного диалога: проблемы, поиски, перспективы. Рук. Маслин М.А.

 Гранты, полученные на 1999 г.:
· Грант “Мусульманская философия: энциклопедический словарь” Минобразования России по программе “Университеты России - фундаментальные исследования” на 1998-2000 гг. Рук. Кирабаев Н.С.
· Грант РГНФ на 1998-1999 гг. “Философия как явление кросскультурного взаимодействия”. Рук. Гречко П.К.
· Грант РГНФ “Евразийство: метафизические, теософские, геополитические основания”, №510814. Рук. Семушкин А.В.
· Грант Института “Открытое общество”, Программа “Высшее образование” (Фонд Сороса) на подготовку и проведение четвертого Международного философского симпозиума “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (Москва, ноябрь 1999 г.). Рук. Кирабаев Н.С.
· Грант Фонда Сороса (Ташкент, Узбекистан) для чтения лекций в Летнем университете по теме “Современное исламоведение в России”. Исп. Почта Ю.М.

 Научные публикации за год:
 Монографии:
 Ценности мусульманской культуры и опыт истории / Гл.ред. Н.С.Кирабаев. – N.Y.: The Edwin Mellen Press, 1999.
 А.В.Сагадеев. Восточный перипатетизм. – N.Y.: The Edwin Mellen Press, 1999.
 Классики арабо-мусульманской философии в переводах А.В.Сагадеева / Составитель Н.С.Кирабаев. ?.1-2. – N.Y.: The Edwin Mellen Press, 1999.
 А.А.Маслов. Непостоянство вечности Лао-Цзы: миф, человек и его книга. – N.Y.: The Edwin Mellen Press, 1999.
 Маслов А.А. Письмена на воде. Становление чань-буддизма в Китае (YI-XI вв.).- М.: Сфера, 1999 (30 а.л.)
 Е.П.Островская. Классический буддизм. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999 (10 п.л) (В соавторстве с Т.В.Ермаковой)
 Островская Е.П., Рудой В.И. (перевод, введение, комментарий и реконструкция системы) Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. М.: Ладомир, 1999. (30 п.л.)
 Е.Супонина. Мировоззрение друзов. – М.: Изд-во РУДН, 1999.

 Статьи и тезисы:
 Маслов А.А. “Речения чаньского наставника Ма-цзу” и формирование чаньского учения в Китае // Вестник РУДН. Сер.: Философия., №2, 1999.
 Маслов А.А. Китайские тайные общества как парадоксальный случай в историографии // Новое в изучении истории. – М.: МПГУ, 1999 (0,5 п.л.)
 Семушкин А.В. Друзизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Предисловие // Е.Супонина. Мировоззрение друзов. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Нижников С.А. Этика в даосизме и христианстве // Материалы второго Всероссийского философского конгресса. – Екатеринбург, 1999.
 Нижников С.А. Гносис в даосизме и христианстве // Материалы 5-й конференции “Философия Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация”.- М., 1999.
 Нижников С.А. Евразийская доктрина как предмет евразийской самокритики // Материалы 5-го Российского симпозиума историков русской философии. – Н.Новгород, 1999.
 Петякшева Н.И. Интеркультурность как перспектива современного философствования // 4-й Международный философский симпозиум “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (Москва, ноябрь 1999 г.).- М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Маслов А.А. К пределу диалога цивилизаций // Общество, история, культура. Актуальные проблемы всемирной истории. Вып.2. – М.: Изд-во РУДН, 1999.

 Учебники и учебно-методические  пособия:
 Островская Е.П., Рудой В.И. Введение в буддизм. Рекомендовано Минобразования РФ в качестве учебного пособия для вузов. – СПб.: Лань, 1999 (18 п.л.) (в соавторстве).
 Островская Е.П., Рудой В.И. Классическая буддийская философия. Рекомендовано Минобразования РФ в качестве учебного пособия для вузов.- СПб.: Лань, 1999 (25 п.л.) (в соавторстве).
 Аль-Джанаби М.М. Метафизика человеческого бытия в мусульманской культуре Программа спецкурса // Магистерская программа по истории зарубежной и русской философии. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Зайцев В.В. Проблема человека в китайской философии. Программа спецкурса // Магистерская программа по истории зарубежной и русской философии. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Семушкин А.В. Философский синтез в эпоху эллинизма. Программа спецкурса // Магистерская программа по истории зарубежной и русской философии. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Семушкин А.В. Евразийство: классическая парадигма и современность. Программа спецкурса // Магистерская программа по истории зарубежной и русской философии. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Кирабаев Н.С. Будущее мусульманской цивилизации. Программа спецкурса. // Магистерская программа по истории зарубежной и русской философии. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Нижников С.А. Архетипы философских культур Востока и Запада. Программа спецкурса. // Магистерская программа по истории зарубежной и русской философии. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Маслов А.А. История Китая. Учебно-методическая разработка. – М.: Изд-во РУДН, 1999.
 Маслов А.А. Этнология. Учебно-методическая разработка. – М.: Изд-во РУДН, 1999.

 Проведение научных конференций
· Центр участвовал в подготовке и проведении четвертого Международного философского симпозиума “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (ноябрь 1999 г.).

 Участие сотрудников Центра в научных конференциях:
· The World Philosophical Congress on Mulla Sadra, Tehran, Iran, May 23-27 1999.
· Второй Всероссийский философский конгресс, Екатеринбург, июнь 1999.
· 4-й Международный философский симпозиум “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (Москва, ноябрь 1999 г.).
 

Организационная деятельность

· Центр участвовал в создании программы издания академических монографий на русском языке “Российские труды по востоковедению” международного академического издательства Эдвин Меллен Пресс. Н.С.Кирабаев стал научным руководителем этой программы. В 1999 г. по этой программе были изданы три монографии, подготовленные Центром. Информация об этой программе в Интернете: www.mellenpress.com
· Проведен 2-й Московский семинар по изучению и публикации творческого наследия А.В.Сагадеева (Москва, РУДН, 24 февраля 1999 г.). в мемориальном кабинета философии А.В.Сагадеева. Участники: Кирабаев Н.С. (РУДН), Лукьянов А.Е. (ИДВ РАН), Степанянц М.Т. (ИФ РАН), Соколов В.В. (МГУ им. М.В.Ломоносова), Аль-Джанаби М.М.(РУДН), Тауфик Ибрагим (ИВ РАН), Родригес А.М. (МПГУ), Семушкин А.В., Гречко П.К., Аладьин В.Г., Смирнов А.В. (ИФ РАН), Почта Ю.М.
· Проводится обсуждение учебных программ, пособий, учебников, монографий, диссертаций по секциям. Выступают с научным сообщениями ученые, аспиранты, студенты. Заседания - 1 раз в месяц.
· С 1998 года при Центре действует Арабский культурный центр, научный руководитель  проф. Аль-Джанаби М.М.
· Действуют три семинара по истории и культуре мусульманского Востока. Занятия проводятся один раз в неделю по трем темам: Арабский язык и арабская литература, Классическая арабо-мусульманская философия и цивилизация,  Ислам и политика.
· С 1999 г. при Центре действует Научное восточно-азиатское общество, научный руководитель проф. Маслов А.А. В программе работы общества: приглашение ведущих специалистов по истории и культуре Восточной Азии для чтения регулярных лекций, проведение симпозиумов и конференций, проведение заседаний с целью заслушивания докладов молодых ученых с последующим обсуждением.
· Готовятся  к изданию работы Авиценны, Ибн-Туфейля, Ас-Сухраварди
· Готовится издание в США на английском языке подготовленной сотрудниками Центра коллективной монографии “Ценности мусульманской цивилизации и опыт истории”.
 

Структура Центра

 Секция философии и культуры мусульманского Востока.  Участники:
· Кирабаев Н.С. (РУДН), Почта Ю.М. (РУДН), Родригес А.М. (МГПУ), Горячкин Г.В. (ИСАА при МГУ), Аль-Джанаби М.М. (РУДН), Тауфик Ибрагим (ИВ РАН), Хайрулла Саид (РУДН), Ноэфэль Найюф (РУДН), Хассан Абдиллахи (РУДН)
 Секция философии и культуры Юго-Восточной Азии.  Участники:
· Маслов А.А. (РУДН), Лукьянов А.Е. (ИДВ РАН), Зайцев В.В. (ИФ РАН), Рудой В.И., Островская Е.П. (Спб.отд. ИВ РАН), Аникеева Е.Н. (РУДН), Махадео С. (Непал), Ом Пракаш (Индия)
 Секция теории межцивилизационного диалога.  Участники:
· Гречко П.К. (РУДН), Найдыш В.М. (РУДН), Маслин М.А. (МГУ), Аладьин В.Г. (РУДН), Руткевич А.М. (ИФ РАН),  Петякшева Н.И. (РУДН), Баскакова М.В. (Тверской с.-х.инст.), Горяев А.Т. (Калмыцкий гос.унив.), Солонин Ю.Н. (СПб.гос.унив.), Ирхин Ю.В. (РУДН), Мантатов В.В. (Академия буддийской культуры , Улан-Уде)
 

Координация работы и совместная деятельность Центра
 с другими учебными и научными учреждениями:

· Международное академическое издательство Эдвин Меллен Пресс, Программа издания академических монографий на русском языке “Российские труды по востоковедению”, США. (The Edwin Mellen Press, USA.)
· Центр политических исследований при Санкт-Петербургском государственном университете;
· Восточно-сибирский Центр по гуманитарному образованию, Центр экологических и гуманитарных исследований Технологического университета, Академия буддизма, Улан-Уде;
· Институт востоковедения РАН РФ;
· Санкт-Петербургское отделение Института востоковедения РАН (рук.Рудой В.И.).
· Российский государственный гуманитарный университет, философский факультет, (Губин В.Д.)
· Центр по изучению духовных цивилизаций Юго-Восточной Азии, Институт Дальнего Востока РАН (Лукьянов А.Е.)
· Институт европейских и русских исследований Карлетонского университета (Канада);
· Международный Совет по изучению ценностей и философии, США (The Council for Research in Values and Philosophy, USA, George F. McLean, Sec.)
· Международный Центр нарративных исследований, США (The Center for Narrative Studies, USA , Paul Costello, Dir.)
· Институт миссиологии, ФРГ (Missionswissenshaftliches Instituto Missio e. V. (Aachen, Germany)
 

Планы на 2000 год

· завершение работы над рукописью “Мусульманская философия: энциклопедический словарь”
· планирование и начало подготовки к пятому Международному философскому симпозиуму “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (2002 г.). Разработка тематики, оформления заявок на гранты научных фондов на проведение симпозиума, поиски спонсоров.
· издание трех выпусков материалов четвертого международного философского симпозиума  “Диалог цивилизаций: Восток-Запад”: 1) философский, 2) политологический и исторический, 2) молодых ученых.
· подготовка к изданию работ Авиценны, Ибн-Туфейля, Ас-Сухраварди
· участие в подготовке и проведении под эгидой Фонда Сороса научной конференции   “Проблемы преподавания востоковедческих дисциплин в вузах России”
· издание на английском языке в США подготовленной сотрудниками Центра коллективной монографии “Ценности мусульманской цивилизации и опыт истории”
· издание учебно-методических пособий
· Создание веб-страницы Центра в Интернете
 
 

Четвертый Международный философский симпозиум
 “Диалог цивилизаций: Восток-Запад”
 

 4-й Международный философский симпозиум “Диалог цивилизаций: Восток - Запад” прошел 10-14 апреля 1999 г. в Москве в Российском университете дружбы народов по инициативе межвузовского Центра по изучению философии и культуры Востока.
 Он был призван содействовать поступательному диалогу и взаимодействию представителей различных философских школ и систем во имя демократии, толерантности, плюрализма и научного прогресса. Он явился логическим продолжением трех предыдущих симпозиумов 1992, 1995 и 1997 годов, внесших существенный вклад в прояснение философских оснований логики истории, идеалов, норм и ценностей, определяющих сегодня диалог Востока и Запада. В работе симпозиума приняли участие свыше 100 известных российских и зарубежных ученых, представляющих 25 национальных философских школ.

 Реализация цели симпозиума. В ходе проведения двух пленарных заседаний, 11 сессий круглых столов, 3 свободных дискуссий был осуществлен конструктивный обмен взглядами, диалог представителей широкого спектра различных философских школ по проблемам современных цивилизаций в контексте западно-восточного диалога.

 Решение задач симпозиума. Во-первых, было осуществлено объединение усилий авторитетных научно-исследовательских и учебных центров, а также отдельных ученых в деле привлечения внимания научной и широкой общественности к философскому осмыслению современного этапа и перспектив развития современных цивилизаций и взаимодействию между ними. Во-вторых, было обеспечено конструктивное обсуждение широкого спектра современных философских идей и концепций.
 В-третьих, в рамках симпозиума были проведены два пленарных заседания и два тематических “круглых стола”:
 1. Логика истории и будущее современных цивилизаций. Кризис современной философской компаративистики в условиях диалога культур
 2. Толерантность и демократия: политическое основание и будущее гражданского общества
 В-четвертых, участникам симпозиума было предоставлено необходимое информационное и иное обеспечение их деятельности в рамках данного проекта. В-пятых, готовятся к публикации тезисы выступлений и материалы симпозиума; по итогам симпозиума был издан специальный выпуск периодического издания “Вестник РУДН. Серия философия”; готовятся  итоговые научные обзоры для философских и иных изданий с целью ознакомления широкой научной общественности с концептуальным характером и результатами работы симпозиума; обсуждение основных идей и итогов симпозиума будет включено в учебные курсы для студентов и аспирантов философских отделений вузов. В-шестых, студентам и аспирантам была предоставлена возможность участия в симпозиуме в рамках работы его молодежной секции, куда были приглашены участники межвузовской научной конференции молодых ученых “Восток – Запад. Диалог культур и цивилизаций”; было организовано выступление ряда участников симпозиума (проф. Д.Маклин - США, проф. П.Дуткевич - Канада, докт. Мохамед Аль-Мугтаба - Судан) перед студенческой аудиторией, готовятся к публикации тезисы выступлений участников конференции молодых ученых.

 Постановка проблемы симпозиума была обусловлена поступательностью анализа и обсуждения центрального вопроса в диалоге Восток-Запад. Так, первые два симпозиума были нацелены на постановку проблемы диалога цивилизаций как таковой и поиск подходов к ней (возможность движения к “миру миров”, рассмотрение альтернатив конфликта и диалога цивилизаций), замысел третьего состоял в реалистическом восприятии и осмыслении единства и многообразия философских культур, выработке механизмов их взаимопонимания и согласия. Четвертый симпозиум был ориентирован на рассмотрение проблемы диалога цивилизаций на основе принципа толерантности.
 Этот подход был реализован в следующей постановке проблемы симпозиума, разработанной международным научным комитетом.
 По мере того, как человечество вступает в следующее тысячелетие, возникают новые ценности, которые, с одной стороны, являются многообещающими и перспективными, но с другой, - угрожают замедлить эффективный прогресс. Они затрагивают достоинство личности и народов, их созидательную свободу, и наиболее конкретно - культуры, которые они развивают. Это отражает глубочайшие проявления личной и общественной жизни. В случае поступательного развития, они будут способствовать величайшему возрождение гуманизма. Как показывает историческая практика, чувство личной идентичности и общественного самосознания, имеет не только позитивный, но и негативный характер. Появляется альтернатива – насилие или толерантность. К сожалению, в современном мире разногласия и конфликты множатся значительно быстрее, чем решаются. Именно конец ХХ века породил понятие преступления против человечества. Последние годы особенно активно и серьезно обсуждается идея столкновения цивилизаций как один из вариантов дальнейшего развития человечества. Таким образом, человечество сталкивается с двойным вызовом. С одной стороны, возросли личностное самосознание, чувство культурной уникальности и таким образом - различия. С другой стороны, значительно расширился взаимный обмен между людьми, народами и цивилизациями. В ситуации нового вызова современному обществу особое значение приобретает вечный вопрос о мире: каковы новые формы или способы сосуществования людей различных культур и традиций, в особенности Востока и Запада. Принцип толерантности как философский императив имеет две взаимосвязанные составляющие. Первая – пассивная толерантность, которая позволяет людям жить своей собственной жизнью и разделять общечеловеческие ценности, а также характеризуется социальным атомизмом, личной независимостью, и в конечном счете, изоляционизмом. История нередко показывала нам как пассивная толерантность вела к конфликту и хаосу. Вторая - позитивная толерантность, которая стоит на повестке дня. Соответственно, возникает ряд задач, во-первых, требование критической оценки предположения, что цивилизационные парадигмы являются  несопоставимыми  и конфликтными. Во-вторых, необходимо не просто указывать на пассивность или негативность толерантности, но и определять взаимные заботы, основывающиеся на необходимости встретить конкретные общие вызовы. В-третьих, необходимо найти философские или религиозные основания для позитивной взаимности. В-четвертых, новые, особенно эстетические измерения человеческого сознания, кажутся необходимыми для того, чтобы справиться с противоречием вновь возросшего чувства различия с возрастающим, даже глобальным, взаимообменом, становящимся реальным не только благодаря торговым связям и коммуникациям, но и массовому перемещению людей. Это требует нового обращения  к толерантности как к ценности, которая является не только негативной и пассивной, но и позитивной и активной. Для этого есть ресурсы в обеих - западной и восточной - культурах, которые еще не исследованы во всем своем многообразии и полноте. В контексте диалога, в противоположность столкновению цивилизаций, важно обратиться к ценностям различных культур и цивилизаций в поисках общности, необходимой для наступающего тысячелетия.
 Уникальность такой постановки проблемы связана с тем, что этот вопрос еще не был предметом специального рассмотрения в философской компаративистике, хотя западная традиция компаративистики имеет солидную историю (например, направление, представленное журналом “East and West”). Это особенно важно для России, определяющей в настоящее время путь своего будущего развития, свое место в диалоге Востока и Запада.

 Вопросы для обсуждения на симпозиуме. Основная тема симпозиума была конкретизирована в следующих вопросах, предлагавшихся для обсуждения:
· толерантность и гражданское общество;
· толерантность как философский императив; толерантность и плюрализм в современном межцивилизационном взаимодействии;
· плюрализм и многообразие путей общественного развития; секуляризация: религия, политика, культура в контексте западно-восточного диалога;
· кросскультурные коммуникации в современном мире.

 Подготовка и проведение симпозиума. К реализации проекта были привлечены:
· Институт философии РАН
· Межвузовский центр по изучению философии и культуры Востока, Россия
· Совет по изучению ценностей и философии, США (The Council for Research in Values and Philosophy, USA);
· Философские факультеты Московского государственного университета, Российского государственного гуманитарного университета; Санкт-Петербургского государственного университета;
· Факультет гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов;
· Институт европейских и русских исследований Карлетонского университета (Канада);
· Московский государственный педагогический университет;
· Межвузовский центр по изучению России (Россия);
· Центр по изучению духовных цивилизаций Восточной Азии Института Дальнего Востока РАН.;
· Центр политических исследований при Санкт-Петербургском государственном университете;
· Восточно-сибирский Центр по гуманитарному образованию, Центр экологических и гуманитарных исследований Технологического университета, Академия буддизма, Улан-Уде;
· Институт востоковедения РАН РФ;
· Калмыцкий государственный университет, Элиста.

 Рабочими языками симпозиума были русский и английский.

 Финансовая поддержка Оргкомитету была предоставлена:
· Российским университетом дружбы народов
· Министерством образования России по программе “Кросскультурные взаимодействия на рубеже веков”
· Институтом Открытое общество,  Фонд Содействия

 Симпозиум был проведен при поддержке:
· Совета по изучению ценностей и философии, США

 Организация работы симпозиума
 Симпозиум продолжался три дня и проходил в форме двух пленарных заседаний и сессий двух “круглых столов”, работавших одновременно с 10-00 до 18-00. По каждой теме заслушивались 2-3 концептуальных доклада по 15-20 минут, затем следовали ответы на вопросы, несколько выступлений по 5-10 минут и в конце заседаний происходил обмен мнениями - 40 минут. Активность участников была очень высокой. Желающих выступить было намного больше, чем могли позволить временные рамки. Все выступления были записаны на пленку, расшифрованы и распечатаны для подготовки издания материалов симпозиума.

 Состав участников
 Свои доклады и тезисы предложили 120 человек. Выступили 82 участника.

 Российские участники представляли следующие города и учреждения:
 Москва
- Институт философии РАН
- Российский университет дружбы народов
- Московский государственный университет
- МГИМО МИД РФ
- Дипломатическая академия МИД РФ
- Государственная Дума Федеральное Собрание РФ
- Московский педагогический государственный университет
- Московский авиационный институт
- Российский государственный гуманитарный университет
- Институт стран Азии и Африки при МГУ
- Государственная академия государственной службы
- Институт востоковедения РАН
- Институт Дальнего Востока РАН
 Санкт-Петербург
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Центр политических исследований при Санкт-Петербургском государственном университете
- Институт востоковедения (филиал) РАН
 Новосибирск
- Институт философии и права СО РАН
 Улан-Уде
- Восточно-Сибирский государственный технологический университет
- Педагогический университет
- Академия буддизма
 Элиста
- Калмыцкий государственный университет
- Калмыцкий институт социально-экономических и правовых исследований
 Махачкала
- Институт управления и бизнеса
 Новомосковск
- Химико-технологический институт
 Саров
- Физико-технический университет
 Таганрог
- Институт управления и экономики
 Томск
- Томский государственный университет

 Зарубежные участники представляли:
 Иран
- Университет Тегерана
- Международный центр за диалог между цивилизациями, Тегеран
 Италия
- Международное движение по междисциплинарному изучению отчуждения, журнал “Ло-Страньеро”
 Сомали
 Палестина
 Танзания
 Япония
 - Университет Токио
 Украина
- Университет им. Ивана Франко, Львов
- Национальный институт украинско-российских отношений, Киев
 Великобритания
- Каледонианский университет, Глазго
 США
- Совет по изучению ценностей и философии, Вашингтон (Округ Колумбия)
- Католический университет Америки, Вашингтон (Округ Колумбия)
- Университет Калифорнии, Риверсайд
 Португалия
- Университет Азорских островов
 Румыния
- Университет Бухареста
- Институт образования, Бухарест
 Болгария
- Новый Болгарский университет, София
- Университет Софии
- Институт философии Академии Наук
 Аргентина
- Национальный университет, Мар дель Плата
 Канада
- Карлетонский университет, Оттава
- Университет Торонто
 Южно-Африканская Республика
- Университет Кейптауна
 Марокко
- Центр исламских исследований, Касабланка
 Судан
- Ниленский университет, Хартум
 Чехия
- Карловский университет, Прага
 Таджикистан
- Таджикский технический университет, Душанбе
 Литва
- Литовский Институт философии и социологии, Вильнюс
- Педагогический университет, Вильнюс
- Художественная Академия, Вильнюс
- Журнал “Логос”
 Эстония
- Педагогический университет
 Казахстан
 Словакия
- Университет, Баньска Быстрица
 Египет
- Национальный центр социальных и криминологических исследований, Каир

 Популяризация проекта осуществляется посредством издания:
 а) материалов симпозиума:
- 4-й Международный философский симпозиум “Диалог цивилизаций: Восток-Запад”. Материалы симпозиума и тезисы докладов. Ч.1.- М.: Изд-во РУДН, 2000;
- 4-й Международный философский симпозиум “Диалог цивилизаций: Восток-Запад”. Материалы симпозиума и тезисы докладов. Ч.2. - М.: Изд-во РУДН, 2000;
  б) специального выпуска “Вестника Российского университета дружбы народов”, посвященного симпозиуму, его проблематике: Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 1999, №1.
 в) воплощения итогов дискуссии в лекционных курсах и спецкурсах для студентов и аспирантов, изложения итогов симпозиума в СМИ.
 г) издания тезисов межвузовской научной конференции молодых ученых “Восток – Запад. Диалог культур и цивилизаций”. - М, 2000.

 Оценка симпозиума
 Эффективность проведения симпозиума оценивается по нескольким направлениям:
· научная дискуссия на симпозиуме была плодотворной и глубокой, было расширено проблемное поле, получила развитие методология исследования проблем диалога цивилизаций;
· внимание научной общественности было привлечено к работе симпозиума;
· возникли новые возможности формирования научных творческих коллективов для дальнейшей разработки поднятых проблем. Уже проводится совместная деятельность, как-то: участие в международных конференциях, подготовка к изданию совместных научных работ, планирование научных мероприятий и др. - с научным сообществом (Санкт-Петербургский государственный университет; Совет по изучению ценностей и философии, США; Карлетонский университет, Канада);
· контакты на симпозиуме способствовали подготовке договоров о межвузовском научном сотрудничестве и взаимному приглашению преподавателей для чтения лекций и спецкурсов. По итогам симпозиума готовится подписание Соглашения о научном и педагогическом сотрудничестве с Ниленским университетом, Хартум, Судан
· результаты симпозиума внедряются в учебные курсы, способствуя образовательному и воспитательному процессу в Университете;
· симозиум, его дискуссии несомненно помогли воспитанию у ученых научной толерантности - уважительного отношения к иным взглядам и способности их понимания, по степени их приобщения к культуре плюрализма, то есть по реализации задачи формирования ученого современного типа;
· благодаря симпозиуму реально расширился круг общения ученых и преподавателей РУДН в условиях вхождения России в современное всемирное информационное сообщество.
 
 

Коллективная монография
 “Ценности мусульманской культуры и опыт истории”
 

  Данная работа была подготовлена сотрудниками межвузовского Центра по изучению философии и культуры Востока при РУДН в 1996-1997 гг. по гранту РГНФ и  была издана в 1999 г. в международном академическом издательстве Эдвин Меллен Пресс на русском языке в рамках издательской программы “Российские труды по востоковедению”. Руководитель проекта и главный редактор книги - д. филос. н., проф. Н.С.Кирабаев.
  Информация об условиях приобретения книги содержится в Интернете по адресу: http:\www.mellenpress.com

 Актуальность работы. Мусульманская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира. Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока. В России изучение мусульманской культуры имело не только академическое, но и общественно-политическое значение, что обусловлено непосредственным соседством с мусульманскими странами, а также тем обстоятельством, что определенная часть населения России исторически связана с мусульманским историко-культурным ареалом. Имеющиеся работы, так или иначе касающиеся мусульманской культуры, не дают целостного, научного представления о ней, а затрагивают лишь отдельные аспекты изучения ислама, его истории, религиозной идеологии и художественной культуры. Попыткой принципиального решения актуальной для отечественной философской науки задачи - дать целостное представление о мусульманской культуре сквозь призму ее базовых ценностей - и является данная исследовательская работа.
 Работа представляет собой первое в философской и исламоведческой практике исследование теоретических проблем мусульманской культуры: ее сущности, содержания и ценностно-мировоззренческих характеристик. До настоящего времени исследования мусульманской культуры проводились преимущественно с точки зрения религиозной идеологии, в аспекте художественно-филологического анализа, с позиций религиоведения и исторической арабистики. Принципиальное отличие данной работы от аналогичных по тематике работ на арабском и европейских языках определяется несколькими взаимосвязанными факторами: актуальностью работы; философско-культурологическим подходом к анализу материалов, большая часть которых впервые в отечественной науке вводится в научный оборот.

 Научная новизна
 - проанализированы социально-исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской культуры как парадигмы мусульманской культуры в целом, характерной чертой которой является роль “знания”, значительность которой превосходит место и роль знания в других цивилизациях;
 -- раскрываются особенности адаба как совокупности норм образованности и воспитанности, определяющих модель поведения, что соответствует характерному для Европы XYI века идеалу Humanitas;
 - показано, что ориентация на высокий идеал знания способствовала развитию свободомыслия на мусульманском Востоке;
 - на конкретном историческом материале раскрываются особенности философско-рефлексированных форм оппозиции идеологии и практике суннитского традиционализма;
 - проведено уточнение понятий и показано, почему калам не является мусульманской ортодоксией, а также объяснено, почему классическая арабо-мусульманская философия не превратилась в служанку теологии;
 - определены рамки и характер политико-правовой культуры мусульманского средневековья, определявшие развитие методов гуманитарного знания и его проблемное поле;
 - раскрываются особенности гуманистического характера мусульманской культуры;
 - проанализирована природа классической арабо-мусульманской философии в контексте диалога цивилизаций, а также показан теолого-философский уровень эзотерической традиции в мусульманской культуре;
 - проведен анализ путей формирования религиозной теологии ваххабизма, в рамках которой развивается культура Саудовской Аравии;
 - дается характеристика основных проблем современной мусульманской культуры, в рамках которых решается проблема соотношения ислама - национализма - модернизма;
 - критически пересматриваются стереотипы в отношении ислама, мусульманского общества и мусульманской культуры, характерные для европейской исследовательской традиции, и показываются причины их методологической несостоятельности.
 Практическая значимость. Результат проведенного исследования позволяет говорить о его практической значимости как для будущих научных исследований, так и о возможностях использования материалов и выводов в просветительско-образовательной сфере, где, как правило, господствует весьма искаженное представление о природе и характере мусульманской культуры. На основе проведенного исследования авторским коллективом предполагается подготовка ряда учебных пособий для курсов по философии, истории философии, социальной философии, культурологии и религиоведению.

 Содержание
 Предисловие
 Введение (Кирабаев Н.С.)

 Часть 1. Мусульманская культура: ее природа, основные концепции и проблемы
 Социально-исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской культуры (Сагадеев А.В.)
 Античное наследие в философии калама (Тауфик Ибрагим)
 Политико-правовая культура средневекового ислама (Кирабаев Н.С.)
 Гуманистические идеалы мусульманского средневековья (Сагадеев А.В.)

 Часть 2. Мусульманская культура: классическая парадигма и современность
 Классическая арабо-мусульманская культура в контексте диалога цивилизаций (Тауфик Ибрагим)
 Мусульманская культура в поисках золотой середины (Аль-Джанаби М.)
 Ваххабизм и “народный ислам” на Аравийском полуострове (Родригес А.М.)
 Этноконфессиональная ситуация в странах Африканского Рога (Джама А.Х.)
 Ислам в контексте мировой цивилизации (Кирабаев Н.С.)
 Ислам и мусульманская культура в европейской гуманитарной традиции (Почта Ю.М.)

 Ислам и гуманизм (вместо заключения) (Сагадеев А.В.)
 Указатель имен
 Алфавитно-предметный указатель
 Summary
 
 

Проект “Мусульманская философия: энциклопедический словарь” на 1998-2000 гг. по программе Минобразования РФ “Университеты России: фундаментальные исследования”

 Научный руководитель - д.филос.н., проф. Н.С.Кирабаев.

 Целью проекта является создание энциклопедии исламской философии, в которой будут показаны исторические, религиозные и культурные аспекты этой философии посредством анализа и критической оценки основных архетипов исламской философии, детальной разработки понятий и основного содержания энциклопедии, учета огромного многообразия классических исламских и идеологических образцов.

 Описание проекта
 В словаре отдельными статьями будут представлены материалы, которые дают понимание общего понятийного аппарата мусульманской философии, составляющего ядро всех его локальных этно-культурных вариантов. В алфавитном порядке будут даны: термины мусульманской философии и культуры; основные понятия ислама; памятники философской мысли; философские школы и направления; доктрины и религиозные течения; персоналии философов и общественно-политических мыслителей, а также выдающихся исследователей философии мусульманского Востока. Термины, имена (краткая и полная формы), названия школ и направлений при первом упоминании будут даваться в общепринятом русском эквиваленте, а затем будет раскрываться принятая научная транскрипция. В конце статей в хронологическом порядке будут указаны источники и основная литература.
  Комплексное представление о мусульманской философии достигается с учетом недифференцированности форм общественного сознания и соответственно нерасчлененности форм его теоретического выражения, закрепленного мусульманской традицией, а также с учетом неразделенности светской и религиозной власти как в теологии, так и в политической практике мусульманского общества.
  В словаре будет показано, что специфика общественного и духовного развития стран мусульманского Востока в период зарождения и расцвета состоит в недифференцированности форм общественного сознания и соответственно нерасчлененности форм его теоретического выражения, закрепленного мусульманской традицией, а также религиозная идея и политическая практика неразделенности светской и религиозной власти. Мусульманское наследие традиционно относят к Востоку, однако  сам ислам, мусульманская философия и культура являются составной частью средиземноморской цивилизации. Исторические истоки мусульманской философии - античное наследие и авраамистическая традиция - позволяют говорить о синтезе западной и восточной философских культур. Это обстоятельство будет отражено в словаре в целом: среди персоналий представлены мыслители, известные своими достижениями в отдельных областях знания (астрономия, медицина, математика и т.п.), в учениях которых были выработаны некоторые общефилософские категории и понятия. С учетом этих же соображений в словарь включается информация об ученых и мыслителях, чьи исследования косвенным образом связаны с историей философии в западном понимании, но крайне важны для изучения мусульманской философии.
  В статьях энциклопедии будет учтено то обстоятельство, что исследования мусульманской философии зачастую далеко перекрывают границы чисто философского знания и проводятся в рамках широкой культурно-гуманитарной сферы. В частности, необходимо  рассматривать суфийскую философскую традицию в контексте ее литературного развития. Суфийский символ мотылька, летящего на свечу и сгорающего в ней, является определяющим как для высокой ирано-таджикской поэзии, так и метафизических конструкций философских теорий, нашедших свое яркое воплощение в учении Ибн Араби, а также в религиозных концепциях и религиозной практике.
  Философское знание на мусульманском Востоке неразрывно связано с этикой, политикой, экономикой и культурой. Собственно онтологические принципы и правила познания складывались в моральные законы и законы управления. Нормы социального поведения и политического устройства находили опору в представлениях о мире и структуре мироздания в общем религиозном контексте. Отсюда отсутствие резкой грани между сферами философии и общественно-политической мысли. Эта особенность отразится на содержании статей главным образом в отборе персоналий и категорий, то есть философия рассматривается комплексно, в том числе применительно к этике и политике.
  Хотя мусульманская философия развивалась в контексте религии, в классический период ее развития она не была “служанкой теологии”, а скорее теология была “служанкой философии”. Однако в современных условиях религия оказывает доминирующее влияние на все сферы общественной жизни, включая и философию. Ориентация в классический период на идеал “высокого знания” (античности) делает комментаторскую традицию составной частью мусульманской философии. Это обстоятельство также найдет отражение в содержании статей и персоналий с учетом того что, например, великий аль-Фараби носил почетный титул “Второго Учителя” (после Аристотеля), а не менее великий Ибн Рушд (Аверроэс) имел почетный титул “Великого Комментатора” (работ Платона и Аристотеля). Также в словаре найдет свое отражение в терминах и понятиях проблема “спекулятивной теологии”.
  Особое значение для понимания мусульманской философии имеет аспект, связанный с межкультурным взаимодействием. Большое значение для судеб народов мусульманского Востока и мировой цивилизации имеет ее взаимодействие с миром христианства и европейской культурной традицией. Анализ сильного и глубокого взаимодействия европейской и мусульманской философии и культуры, осуществляемый в данном проекте, позволяет определить место мусульманского Востока и его традиций в истории мировой цивилизации.
 
 
 

Научный отчет по исследовательскому проекту "Евразийство: метафизические, геософские  и геополитические основания"
(1998-1999 г.)
 

 Научный руководитель -  д.филос.н., проф. А.В.Семушкин. Проект осуществлялся по гранту РГНФ.

 Задачи данного проекта: постановка основных проблем евразийского учения в перспективе историко-философского знания; концептуальная разработка темы и выявление ее конститутивных составляющих; определение места евразийского учения в традиции русской общественной и философской мысли; выявление философского статуса евразийской доктрины уточнение побудительных мотивов и сущностных характеристик евразийской теории; историко-философская квалификация корпуса евразийских идей и представлений; библиографический анализ евразийского “пятикнижия”; связь евразийства с почвенничеством и евразийством; актуализация евразийского учения в контексте истории малых народностей  России; включение евразийской проблематики в образовательный процесс высшей школы.

 Итоги выполнения проекта
 Исполнителями проекта расширены информационные данные о евразийском учении за счет освоения новейшей литературы, публикуемых первоисточников и архивных материалов об условиях, мотивах и обстоятельствах формирования евразийского духовно-идеологического движения. Уточнен, согласован и в ходе работы над источниками отчасти апробирован заглавный проблемный состав исследования; выявлены конститутивные составляющие исследовательского проекта с ориентацией на предметную и методологическую специфику историко-философского знания; определены и сформулированы смысловые и оценочные критерии философской квалификации евразийского учения как явления одновременно русской, российской и мировой философии; обозначены пределы идейных и настроенческих границ, демаркирующих классическое евразийство от неоевразийства и псевдоевразийства.
 Главная проблема, вокруг которой центрируется разработка евразийской тематики данного проекта - это проблема уточнения доктринальных пределов евразийского учения и, главным образом, идентификация того, что на общеобразовательном и даже на профессионально-философском языке принято называть философией евразийства. В отечественном историко-философском опыте это понятие до сих пор еще не подвергнуто рефлексии на предмет философской квалификации учения евразийцев; в историко-философском процессе это учение, как правило, занимает место, равновеликое с традиционными явлениями истории философской культуры. А между тем понятие “евразийская философия” не отвечает критериям, по которым та или иная умозрительная доктрина аттестуется в качестве собственно философской. Три обстоятельства препятствуют безоговорочной принадлежности евразийской теории к философии в ее хрестоматийном понимании:
 1. Преобладание политических интересов в программе евразийского руководства, в силу которого (преобладания) из учения евразийцев или вытесняются, или до неузнаваемости деформируются коренные составляющие философского знания (напр., онтология, гносеология), уступая место идеологически целесообразным соображениям.
 2. Религиозный элемент, как правило, сопутствующий философской мысли в ее историческом развитии, в евразийской доктрине неправомерно преувеличен и тем самым ущемляет суверенное право философии на свободу мыслящего самополагания.
 3. Евразийская концепция как концепция культурно-исторического самоопределения России-Евразии базируется, прежде всего, на фактах и понятиях частнонаучного гуманитарного знания (этнологии, истории, психологии, геополитики, лингвистики, экономики), ограничивая или целенаправленно нормируя присутствие философии в евразийском мировоззрении. Отсюда необходимость разграничения философского и околофилософского напластований в евразийской доктрине как первичное условие для ее рассмотрения в качестве предмета историко-философской науки. Без этого разграничения историко-философское знание вынуждено (как это обычно делается) оперировать реалиями евразийского учения, которые относятся к компетенции политико-идеологической, религиоведческой или частной гуманитарной науки.
 Исполнители проекта впервые в отечественной истории философии предприняли попытку обозначить границы теоретического наследия евразийцев и определить статус философского знания в составе евразийских идей и убеждений. Актуальность предпринятой разработки евразийской тематики обусловлена двумя обстоятельствами:
 1. В евразийской модели возрождения России некоторые ее сторонники усматривают единственное учение, которое с провиденциальной необходимостью рано или поздно “утвердится” в качестве доминирующей идеологии Российской Государственности” (А.Дугин); в условиях современной России выявление реалистических и утопических начал евразийской доктрины представляется уместным и своевременным начинанием.
 2. Евразийство относится к одному из примечательных событий духовной истории России, побуждающих историко-философскую дисциплину еще раз вспомнить об основаниях, методологических приемах и целевых назначениях собственного знания; подобный опыт самосознания необходим ей для того, чтобы придерживаться точной предметной ориентации и тем самым сохранить собственные дисциплинарные границы. Забывая о независимых основоположениях историко-философского знания и не внося уточнения в их требования, мы будем вынуждены рассуждать не по существу историко-философского дела, что и наблюдается в современных интерпретациях евразийской теории. Другими словами, исполнители данного проекта предлагают методологический подход к евразийской доктрине, согласно которому она утрачивает бесспорное право на типичный объект историко-философского знания. Проблематичность евразийской философии разрешима, по мнению исполнителей проекта, в перспективе критического прочтения евразийского “пятикнижия” и пересмотра критериев, по которым евразийские программные установки традиционно рассматривались в контексте историко-философской науки. Опыт такого пересмотра и уточнения философского статуса евразийской теории зафиксирован в публикациях исполнителей проекта и использовался ими в практике преподавания истории отечественной философии в МГУ и РУДН.

 Публикации участников проекта
 Семушкин А.В.
· Метафизика евразийцев: законченная доктрина или ее неудавшийся проект (статья). Вестник РУДН. Серия Философия. 1999 г.: № 1;
· Восточный фактор в евразийском проекте (к публикации трудов основателей евразийской идеи Трубецкого Н.С.). Вестник РУДН. Серия Философия. 1999 г.: № 1;
· Евразийский “исход к Востоку“ как формула самосознания России. Тезисы доклада на IV Международном философском симпозиуме “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (РУДН, ноябрь 1999 г.);
· Евразийская доктрина как предмет историко-философского знания. Тезисы доклада на всероссийской конференции “Оптина пустынь и русская культура” (“Киреевские чтения”). Калуга, декабрь 1999 г. ;
· Программа спецкурса “Евразийство: классическая парадигма и современность” для магистров факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. - М.: РУДН, 1999 г.
· Программа спецкурса “Русская философская антропология” для магистров факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. - М.: РУДН, 1999 г.
· Программа спецкурса “Источниковедение и историография русской философии” для магистров факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. - М.: РУДН, 1999 г.

 Маслин М.А.
· “Евразийские временники” как источник класического евразийства (статья). Вестник РУДН. Серия Философия. 1999 г.: № 1;
· К.Н.Леонтьев и евразийство. Тезисы докладов на всероссийской конф. “Оптина пустынь и русская культура” (“Киреевские чтения”). Калуга, декабрь 1999 г.;
· Русская философия на пороге третьего тысячелетия: итоги и перспективы. Тезисы доклада на IV Международном философском симпозиуме “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (РУДН, ноябрь 1999 г.);
· Программа спецкурса “Философия русского послеоктябрьского зарубежья” для магистров факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. - М.: РУДН, 1999 г.

 Нижников С.А.
· Между Западом и Востоком (Заметки по теории и истории евразийской идеи) // Вестник РУДН. Серия Философия. 1999 г.: № 1;
· Рецензия на книгу: Е.Ф.Владыкина, М.И.Ненашев и др. “История русской философии XIX-ХХ веков” (Киров, 1999) //Философское образование. Вестник. - М.: Изд-во МАИ, 1999;
· Идея неопатристического синтеза в евразийстве (Г.Флоровский). Тезисы всероссийской конференции “Киреевские чтения”. Ноябрь 1999 г. Г. Калуга;
· Евразийство и Достоевский. IV Международный философский симпозиум в РУДН, ноябрь 1999 г.;
· Программа курса и планы семинарских занятий по курсу “История русской философии”.  Для студентов и аспирантов факультета гуманитарных и социальных наук. - М.: Изд-во “Уникум-центр”, 1999.

 Ванчугов В.В.
· Статус философии в евразийском движении // Вестник РУДН. Серия Философия. 1999 г.: № 1.
· Евразийский проект философии. Тезисы доклада на IV Международном философском симпозиуме в РУДН, ноябрь 1999 г.;

  Горяев А.Т.
· Формирование гражданского общества: национально-региональные особенности (судьба малых народностей в перспективе евразийского проекта). Тезисы доклада на IV Международном философском симпозиуме “Диалог цивилизаций: Восток-Запад” (РУДН, ноябрь 1999).

Резюме
Исследовательский проект “Евразийство: геософские и геополитические основания” (1998-99 гг.) ставил своей целью изучение евразийского идейного наследия с точки зрения его философской квалификации и его места в истории отечественной философской мысли. Главная задача исполнителей проекта заключалась в том, чтобы в евразийском комплексе идей и представлений обозначить границу, разделяющую и одновременно объединяющую околофилософские реалии (политика, наука, религия) и собственно философию. Только при этом условии становится возможным выявление и описание философских основоположений евразийского движения и рассмотрения их в качестве, полноправного объекта историко-философских исследований. В другом случае под евразийской философией можно разуметь то, что к философии или не имеет, или имеет косвенное отношение. Уточнения на этот счет тем более необходимы и настоятельны (в историко-философском смысле слова), что сами евразийцы с нескрываемой неприязнью относились к традиционному образу философии и зачастую отождествляли ее с идеологией и политизированным умонастроением. При разработке данного проекта его исполнители руководствовались методологической предпосылкой, неизменной и испытанной в историко-философских изысканиях: аттестация той или иной доктрины, претендующей на философию, должна проводиться в соответствии с архетипическими критериями и признаками философского знания. Таких требований евразийская доктрина, как правило, не выдерживает. Отсюда итоговый вывод разработчиков проекта: если так называемая “евразийская философия” и заслуживает право называться философией, то лишь в качестве неудачной попытки ее систематического построения.

                                                                  SUMMARY
The central aim of the research project  “Eurasianism: geospherical and geopolitical basis” (1998-1999) was to study the Eurasian heritage from the point of view of its philosophical status (qualification) and its place in the history of Russian philosophical thought. The major task of the participants of the project was to mark within the Eurasian complex of ideas and notions the border, which divides and at the same time unites their near-philosophical notional frames (such as politics, science, religion) from their actual philosophy. Only on this basis  can we get the possibility of revealing and describing the philosophical foundations of the Eurasian movement, and examining their ideas as a full-fledged  subject of historico-philosophical research. In other case, the Eurasian philosophy can be understood as something, which is not, or indirectly, related to philosophy as such. Clarification of this situation is not only necessary but is an imperative task (in the historico-philosophical sense), since the Eurasians themselves looked with undisguised enmity to the traditional forms and methods of philosophizing, which they identified with ideology and politicized  mind perceptions. The participants of this project in the course of their work have used the indispensable and well tested methodological prerequisite in all historico-philosophical studies: the attestation of any doctrine that pretends to belong to philosophy  should be based on the archetypal criteria and
признаки of philosophical knowledge. The Eurasian doctrine, as a rule, does not withstand such criteria. From here comes the central conclusion of the participants of the project about the Eurasian doctrine: if the so-called “Eurasian philosophy” merits the right to be called a philosophical doctrine, then only in the form of an unsuccessful trial of its systematic construction.
 

Информация для контактов

Наш почтовый адрес:
117198 Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.6, РУДН, факультет гуманитарных и социальных наук,
межвузовский Центр по изучению философии и культуры Востока

Тел.: (095) 434-50-88, 434-50-66
Факс: (095) 434-50-66

E-mail: pochta@mail.pfu.edu.ru

 

 

Хостинг от uCoz